25.04.2024,
10:27
+17 °C

облачно с прояснениями

Ветер 5.65 м/с

767 мм рт с

Завтра °C,

неделя

Барыш, Красноармейская, 1

+7 (84253) 21-1-56

barvesti@bk.ru

 
12+
Патриот

3 марта 1919 года в нескольких уездах Симбирской и Самарской губерний стихийно вспыхнуло крестьянское восстание - Чапанная война (чапан - крестьянский кафтан, верхняя одежда крестьян). Не обошло восстание стороной и многие населённые пункты нынешнего Барышского района. Напомнил об этом интересующийся историей родного края житель Барыша Владимир Ильин.

О событиях столетней давности ему ещё в 1970-х годах рассказывала бабушка Евдокия Прокофьевна, жительница села Старая Савадерка. В 1919 году ей было 16 лет, она хорошо запомнила происходившее. Евдокия Прокофьевна вспоминала, что недовольные сбором продналога крестьяне схватили двух находившихся в селе красноармейцев и убили их. Такое происходило и в некоторых соседних сёлах. В Савадерку прибыл красноармейский отряд. Бунтовщиков арестовали и посадили в подвал, провели расследование. Наиболее активных - примерно десять человек - приговорили к смертной казни и расстреляли там же, на окраине села. В советские годы очевидцы опасались об этом не то что говорить, но и вспоминать.
Происходившее на территории нашего нынешнего района было лишь отголоском событий, развивавшихся в других местностях. В числе первых заполыхал Сенгилеевский уезд Симбирской губернии (сёла Новодевичье, Русская Бектяшка). Восстание неслучайно началось там. Как отмечалось на общем собрании коммунистов Сенгилея 19 марта 1919 г., ответственность лежит на партийной организации, поскольку население не видело «никакой определённой со стороны партии созидательной работы, в то же время каждый житель имел возможность констатировать множество случаев злоупотреблений, превышения власти и прямых, оставшихся безнаказанными, преступлений». Действия руководителей парторганизации и местных чекистов, подчёркивалось в резолюции собрания, «были направлены не на укрепление, а на дискредитацию Советской власти, на опошление в широких масштабах самой идеи коммунизма». Из-за этих критических ошибок даже постановили сенгилеевскую парторганизацию распустить.
Везде восстание начиналось и развивалось по одному сценарию: церковный набат, сход крестьян (сначала сельский, затем волостной), выступления и призывы приехавших из соседних сёл и волостей повстанцев и делегатов, аресты и казни коммунистов и их сторонников, выборы «военных комитетов», «советов», «штабов» и т.д. От слов перешли к действиям. Так, повстанцы на целую неделю вывели из строя ветку железной дороги, которая вела в губернскую столицу из Инзы. Восставшие – отряд крестьян почти в тысячу человек, вооружённых вилами и дубинами, а сотня – винтовками, утром 17 марта 1919 г. захватили станцию Вешкайма Карсунского уезда, арестовали чекистов-охранников, перерезали телефонные и телеграфные провода, разграбили пристанционные постройки, разбирали железнодорожное полотно, поджигали с помощью керосина железнодорожные мосты. Один из мостов, не поддавшийся огню, разобрали вручную.
Для подавления Чапанного восстания Симбирский губисполком образовал губернский военно-революционный штаб. К 20 марта бунт был жестоко подавлен карательными отрядами ВЧК и Красной армии.

Для добавления комментариев Вам необходимо зарегистрироваться