25.04.2024,
09:29
+16 °C

облачно с прояснениями

Ветер 5.65 м/с

766 мм рт с

Завтра °C,

неделя

Барыш, Красноармейская, 1

+7 (84253) 21-1-56

barvesti@bk.ru

 
12+
Патриот

Сразу после окончания Великой Отечественной войны многодетная семья Чикиных, поддавшись уговорам вербовщика о предстоящей новой хорошей жизни, покинула родную Степановку и уехала в далёкий Кенигсберг, ставший советским Калининградом. На чужбине нашим землякам пришлось испытать и голод, и ужас от частых разрывов снарядов, оставшихся в земле после войны. Мы приурочили этот материал к годовщине взятия Кёнигсберга, которая отмечалась 9 апреля.

- Я дитя войны и хочу рассказать о том, что мне, семилетней девочке, довелось пережить в послевоенные годы. До сих пор в моей памяти всплывают картинки из детства, от которых, порой, не могу заснуть, - так начала свой рассказ пришедшая к нам в редакцию жительница Барыша Вера Петровна Еделькина.
Вера Петровна родилась в 1939 году. Девочка была одной из 17-ти ребятишек, рождённых в этой многодетной семье. Когда началась война, два старших брата ушли на фронт. Остальные – мал мала меньше - остались дома, при отце и матери, которые работали день и ночь, чтобы прокормить детей. Но как ни старались, дети недоедали. Повсюду были голод и неизбывное горе, поэтому, когда умер один из ребятишек, никто даже по нему не всплакнул. «Я чувствовала, что нужно поплакать, ведь умер ребёнок, но у старших лица были словно каменные, и я, глядя на них, сдержала слёзы», - рассказывает Вера Петровна. Из семнадцати детей в семье Чикиных выжили только девятеро.
Послевоенные годы тоже были голодными. Однажды в Степановку приехал хорошо одетый городской мужчина-вербовщик и стал уговаривать сельчан переехать на постоянное жительство на бывшую немецкую территорию близ города Калининграда. Семье Чикиных нечего было терять: жить на родине было очень голодно, а переезд сулил хоть какую-то надежду, что на новом месте им будет лучше. Так же на переезд согласилось ещё несколько семей земляков. Людей погрузили в товарные вагоны, в соседние вагоны загнали скот, с которым не захотели расставаться люди. Взяли свою корову-кормилицу и Чикины.
Шёл 1946 год, путь на северо-восток лежал неблизкий. Целый месяц добирались до места в душных и тесных вагонах. Но впереди брезжил огонёк надежды на лучшую жизнь, поэтому люди не роптали на неудобства. Они ещё не знали, что их ждёт огромный труд по восстановлению немецкой территории из руин. Каждый должен был отработать по 450 часов, разбирая завалы вручную и расчищая улицы. Местность близ Калининграда и сам город оказались чуждым советскому человеку немецким краем. Первыми переселенцами там стали демобилизованные солдаты и офицеры, закончившие войну в Кёнигсберге. Вербовка людей на постоянное жительство была организована в стране очень хорошо. Как оказалось, им рассказывали много неправды, однако приехавшим давали крупные по тем временам подъёмные. Всё же люди боялись туда переезжать, опасаясь встречи с немецкими жителями, оставшимися на ставшей советской территории. В то время в Калининграде и области стояло много брошенных пустых особняков с мебелью, одеждой, кухонной утварью, почти не тронутых войной, куда и селили переселенцев. Многие советские сельские жители никогда не видели асфальт, гладили его руками и удивлялись. Также необычными для них казались булыжные мостовые и черепичные крыши. Даже практически разрушенные город и немецкие хутора утопали в зелени и цветах, что тоже было удивительным.
Семья Чикиных поселилась далеко за городом, на хуторе, в двухэтажном особняке, в котором вместе с ними жили ещё три семьи. Возле дома был огород, изрытый окопами. Старшие братья работали в колхозе на уборке свёклы. По хутору ходили оголодавшие и обнищавшие немцы и побирались. Младшие дети учились в школе, куда добирались два километра пешком. По дороге встречали советских военных, ездивших на полигон. Бойцам выдавали сухие пайки, в которых был сыр в красивых обёртках. Так дети подбирали выброшенные обёртки из-под сыра и облизывали, это было для них настоящим лакомством.
Вера Петровна до сих пор не может без содрогания вспоминать один случай. Несмотря на налаживавшуюся мирную жизнь, повсюду, словно эхо войны, оставались лежать на земле неразорвавшиеся снаряды, патроны, с которыми мальчишки любили играть после уроков. Один снаряд взорвался у среднего брата в руке. Его осколки испещрили всё лицо мальчика чёрными окалинами. А однажды на глазах у Веры подорвался на мине ещё один мальчик. Раздался взрыв ужасной силы, мальчика разорвало пополам, а он ещё некоторое время от испуга хлопал глазками. От этой ужасной картины Вера долго не могла спать ночами. Испуганный взгляд того мальчика до сих пор стоит у неё перед глазами. «Это самое страшное воспоминание из моего опалённого войной детства», - вздыхает Вера Петровна.
Во избежание больших жертв на хутор прибыл отряд сапёров для обезвреживания снарядов и мин. Солдаты ходили с мино-искателями по улицам, находили мины. С их приездом хуторская жизнь потекла веселее. Каждое утро солдаты строем ходили на завтрак в столовую с одной и той же песней о героях Краснодона, их дружное пение слышал весь хутор. Вечерами солдаты устраивали танцы, которые охотно посещали местные девушки. Образовывались пары, многие позже создали семьи, появлялись дети.
Семья Чикиных постепенно встала на ноги. Мама была хорошей портнихой, обшивала людей, принимая заказы.
- Родители с малых лет приучили нас к труду, никогда не хвалили и не ласкали. Росли мы в большой строгости и много работали. Но они дали нам главное - возможность учиться и окончить школу, за это мы им всегда были благодарны, - рассказывает Вера Петровна.
В конце 50-х годов в народе пошёл слух об угрозе ещё одной войны. Опасаясь военных действий на чужой земле, которая не так давно была вражеской, семья решила вернуться домой, в родную Степановку.
Вскоре Вера Петровна познакомилась и вышла замуж за сельского парня Алексея Еделькина. Прожили они с Алексеем Васильевичем душа в душу 55 лет, всю жизнь трудились, держали скотину, вырастили двоих детей. Жизнь сложилась счастливо и благополучно. Однако страшные детские воспоминания до сих пор не дают ей спать спокойно, поэтому Вера Петровна не могла не рассказать нам об этом.

Для добавления комментариев Вам необходимо зарегистрироваться