Ожидая маршрутку, на остановке «Планета детства» в Гурьевке, часто приходится наблюдать за проходящими людьми возле здания бывшей поликлиники. Это место довольно часто посещают подростки, причём не в одиночку, а идут туда группой сверстников. Задаюсь вопросом: что так интересует детей-подростков в этом заброшенном здании, в котором находиться опасно?
Задуматься стоит и родителям: знают ли папы и мамы, где бывают их дети, какие у них интересы и увлечения? Многое зависит от микроклимата в семье. Если детско-родительские отношения стабильные (спокойные, доверительные), то и ребёнку будет комфортно дома. Он может пригласить с разрешения родителей сверстников к себе домой, общаться, играть, заниматься общим коллективным делом. И родители, зная друзей своего ребёнка, будут более спокойными, что сын или дочь в безопасности, с «проверенными» друзьями.
Если же детско-родительские отношения нестабильные, то ребёнок будет искать место и человека, который его понимает. То, что является запретным для ребёнка, он найдёт за пределами родительского дома. Мы, родители, часто требуем от наших детей-подростков слишком многого.
Нам хочется, чтобы они были послушны и в то же время отвечали за свои решения. С одной стороны, мы ждём от подростков, чтобы они мотивировали себя и ставили цели, как взрослые люди. С другой стороны, мы сами не даём им той свободы в принятии решений, которая свойственна взрослым. Откуда ребёнок получает знания о том, что можно, а что нельзя? Кто учит общаться наших детей? Взрослым часто кажется, что подростки ведут себя неадекватно. Но сами мы часто продолжаем относиться к ним, как к деткам, а не как к взрослеющим личностям.
Если бы родители нашли время и попросили подростка высказаться прямо, но в спокойной форме, то, вероятно, они узнали бы много интересного и о себе. Может быть, ребёнок высказал бы свои претензии о родительском равнодушии, или о том, что папа «наорал» на него при девочке, которую он хотел пригласить в кино. Или о том, какую истерику мама закатила его любимой учительнице, которая привела на уроке пример из жизни на тему наркозависимости. Сыну так хотелось поделиться с кем-то потрясшей его историей, что он имел неосторожность пересказать её маме. Мама была в ужасе, и уже утром высказала всё учительнице в лицо. После этого рассказы о школьной жизни свелись к стандартному диалогу с родителями. Как часто мы, родители, готовы помолчать и выслушать ребёнка? Дать ему возможность выпустить пар и снять напряжение? Улучшить взаимоотношения – это не только возможно, но и необходимо. Пока мы не научимся говорить уважительно с собственными детьми, нам, похоже, придётся довольствоваться ролью «предков, которые замучили своими нотациями».
Вновь вернёмся к заброшенной старой поликлинике. А вы, взрослые, бывали в этом здании? Это очень опасное место, ведь там невозможно даже ходить, потому что последние доски вынесли предприимчивые люди. Подростки же забираются даже на крышу здания. Специалисты СРЦ «Планета детства» обеспокоены безопасностью детей-подростков. Призываем местное самоуправление помочь в решении данной проблемы.