Мой отец – Александр Васильевич Романов. Ему было 33 года, когда по призыву военкомата его направили в Тоцкие лагеря, в химбатальон. В воинской части №18977 он проходил обучение с 5 апреля по 6 мая 1988 года. Потом отца направили на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Из рассказов отца я знаю, что в зоне отчуждения он работал химиком-дозиметристом. Жили они в казарме в селе Ораное Иванковского района Киевской области, что в 30 км от радиационной зоны. День за днём, без выходных, пересекали они этот участок и работали в страшной зоне.
Казалось, жизнь вокруг замерла… В домах и квартирах – незапертые двери. Одежда, детские игрушки, деньги, товар из магазинов вывозились для утилизации в могильники. Дома разбирали, сносили и засыпали землёй. После работы ликвидаторы ежедневно тщательно отмывались в бане. Одежду каждый день выдавали новую.
За время работы на ЧАЭС папа получил три благодарственных письма за образцовое выполнение патриотического долга перед Родиной.
После возвращения из зоны отчуждения папа прожил всего шесть лет и умер 2 марта 1994 года от заболевания, полученного при ликвидации радиационной катастрофы. Было ему всего 40 лет. Мне тогда исполнилось лишь 14 лет.
Сейчас у нас большая семья: мама – Нина Дмитриевна Романова, мой муж, у нас двое прекрасных сыновей, которые знают деда только по старым фотографиям, документам да по нашим воспоминаниям.
Книга Памяти о ликвидаторах радиационных аварий станет для нас памятью о близком человеке, семейной реликвией и подтверждением того, что подвиг Романова Александра Васильевича не забыт!