7.12.2024,
01:59
-6 °C

пасмурно

Ветер 4.55 м/с

785 мм рт с

Завтра °C,

неделя

Барыш, Красноармейская, 1

+7 (84253) 21-1-56

barvesti@bk.ru

 
12+
История газеты

От «Луча» до «Искры»

Путь хоть и не близкий –

Мы его проскочим за полдня.

Всюду побываем, обо всём узнаем,

А потом расскажем вам, друзья...

Сочиняя гимн «Барышских вестей» в 2001 году, я начала его с этих как раз слов. Но чтобы «всюду побывать», нам, сотрудникам редакции, нужны были колёса. Вот об этом, о наших машинах, о водителях и, конечно, о других своих коллегах решила напомнить и себе, и нынешнему поколению сотрудников редакции в канун очередного Дня печати.

У меня сохранилось много фотоснимков – всё благодаря фотокорреспонденту газеты Александру Владимировичу Грачёву, который «щёлкал» не только героев газетных материалов, но и тех, кто эти материалы создавал.

...Написала, а сама тут же вспомнила, как мы с Грачёвым нередко ругались из-за перерасхода плёнки и фотобумаги. Фотоматериалы были не только дороги, их ещё надо было достать! Потому и экономили. Но если бы наш Грачёв не исхитрялся по каким-то своим каналам «находить» бобины плёнки да не пропускал бы мимо ушей уговоры об экономии – ничего бы теперь не увидели... Вот так получилось! Эх, поймут ли нынешние фотокорры, снимающие на цифровые фотокамеры, о чём это я?!

Так вот на снимках очень часто полноправным «героем» выступает наш «уазик» - сначала один, потом второй. Вполне заслуженно! Ведь без машины и, само собой, без водителя, ни до Ляховки, где был колхоз «Луч», ни до Павловки – центра колхоза «Искра» нам было бы не «проскакать»!

Вот как раз передо мной снимок августа 1992 года. Тогда я была замом редактора, и с заведующей отделом писем Верой Александровной Старцевой мы идём по улице села Барышская Дурасовка и беседуем с местной жительницей. А сзади - наш верный друг «уазик».

clip_image002.jpgТогда водителем был Евгений Барашков. Женя был хорошим пареньком, исполнительным. Но порой ему доставалось от редактора за забывчивость и легкомыслие. Помню, как-то в начале весны приехали в Живайкино. Человек, с которым наметили встретиться, жил на периферийной улице, где, понятное дело, снег чистили не каждый день. Вот мы и застряли в сугробе. А лопаты у водителя с собой не оказалось – «забыл». Хорошо хоть, не прошёл мимо местный житель и, подтолкнув наш «уазик» сильным плечом, помог ему выбраться из мокрой снежной каши.

На следующем снимке можно поближе рассмотреть наш первый «уазик». Видно, что бок у дверцы проржавел... На фото мы опять же с В.А. Старцевой около старой редакции на площади Фабричной. Это август 1996 года, и на вывеске уже можно прочитать «Барышские вести» (к тому времени почти три года газета уже была с новым именем).

clip_image004.jpg

Совсем скоро после того живайкинского случая Женя уволился, а на смену ему поступил в редакцию Александр Владимирович Прытков.

Саша Прытков – так привычнее. Так и называли мы этого скромного, улыбчивого парня, только что вернувшегося с армейской службы. В армии Саша водил грузовик, к «уазику» ему пришлось приспосабливаться. А ещё – привыкать ездить по Ульяновску, совершенно для него тогда незнакомому городу. Но тут уж мне приходилось поначалу быть «штурманом». Это сейчас в машине есть навигатор, а тогда мне доставалось говорить: «Саша, перестройся в другой ряд – скоро поворачивать...»

Впрочем, наш Саша очень быстро освоился и потом уже так лихо гонял, что порой приходилось его сдерживать. Однако руль он держал крепко, хотя был далеко не богатырского телосложения. И не раз его уверенность и быстрая реакция спасали наш редакционный экипаж.

Вспоминается один случай на ульяновской трассе. Мы возвращались из управления печати, ездили сдавать то ли годовой, то ли квартальный отчёт. В машине, кроме нас с бухгалтером Альбиной Валентиновной Свиязовой, ехали директор барышской типографии Алексей Петрович Наумов и кто-то ещё. Дорога была скользкой, да к тому же мела позёмка. И вот вдруг нашу машину «повело», а потом и закрутило... Все замерли... Но Саша сумел удержать «уазик», а потом и вырулить. Посидели мы минуты две-три, пришли в себя, да и поехали дальше...

Кстати, как-то потом наглядно увидели, что могло случиться с нами. Подъезжали мы со стороны Ульяновска к лесочку, что около Екатерининского карьера. Впереди мчалась легковая иномарка. И вдруг она не вписывается в поворот и влетает в сосёнки. Деревья её и задержали. Машина устояла, но стёкла повылетали. Мы, конечно, остановились, помогли, чем могли: налили чаю из термоса, спросили, кому сообщить об аварии в Барыше – сотовых-то телефонов тогда ещё не было! И потом, проезжая это место, всякий раз вспоминали, как на наших глазах люди чуть не погибли...

Да, очень важно иметь ответственного, добросовестного, надёжного водителя. Наш Александр именно таким и был. Он многое сделал, чтобы подлатать «уазик», на котором до него водители менялись то и дело. Проржавевшие ступеньки и двери «подварили». Купили новый аккумулятор, потом заказали новые чехлы...

Трудяга-«уазик» был нам очень необходим! Ведь на нём редакционный водитель трижды в неделю отвозил из типографии (она была рядом с редакцией, на той же площади Фабричной) свежеотпечатанный тираж газеты на почту. Газета тогда выходила три раза в неделю: по вторникам, четвергам и субботам. Тираж печатали накануне вечером, иногда допоздна (это зависело и от типографии порой, и от редакции – если сдавали макеты полос и материалы с задержкой). И водителю надо было либо дожидаться до позднего времени окончания печати и расфальцовки и укладки газет в пачки, либо приходить на работу ни свет ни заря...

А днём водитель ехал по району, вёз корреспондентов «добывать» материалы. И куда только не добирались мы на своём «вездеходе»! И до летних животноводческих лагерей, и до полевых станов, и до самых отдалённых деревень. «Всюду побываем, обо всём узнаем...»

Вот на этом снимке 2000 года мы с Сашей Прытковым в совхозе «Киселёвский». А. Грачёв, как всегда, «за кадром». Уж не помню, о ком мы с ним тогда собирали материал, но когда на краю поля увидели вороха соломы и заросли чертополоха, высоченного и толстого, как баобаб, - конечно, решили сфоткаться!

clip_image006.jpg

А вот ещё одно фото с «уазиком». На обороте рукой А.В. Грачёва помечена дата: 4 VII 2002 г. (двадцать лет назад!). «Щёлкнул» нас Грачёв из кабины. Вместе с редактором Т.Н. Родионовой в командировку в колхоз «Большевик» (с. Головцево) ездили Ю.С. Егорова и А.В. Милохов.

clip_image008.jpg

Несмотря на трёхразовый график выпуска газеты, мы тем не менее как-то умудрялись выбираться и за грибами-ягодами или просто «на природу». Опять же, как тут без «уазика»? И ведь удавалось уместиться в машине почти всем коллективом, а это с водителем больше десятка человек. Правда, всегда кто-нибудь оставался в редакции – мало ли что!

Вот несколько снимков о наших коллективных выездах. И все - на фоне «уазика».

8 мая 1998 года. От старой редакции до этого местечка за бывшим ГПТУ было совсем рядом. В тот вечер ездили отметить предстоящий День Победы. Стол накрыли на капоте нашей машины. Огурцы привезли в кастрюле, тут же копчёная скумбрия, апельсины, конфеты... О, даже бутылку с чем-то горячительным демонстрирует Андрей Милохов, тогдашний наш корреспондент.

clip_image010.jpg

clip_image012.jpg

Два следующих снимка напоминают о том, как «уазик» помогал нам в непринуждённой обстановке отмечать юбилейные дни рождения.

Вот мы 10 мая 2001 года варим уху в честь юбилея Альбины Свиязовой, редакционного главбуха.

clip_image014.jpg

А вот мы с завотделом Юлией Сергеевной Егоровой озвучиваем «спецвыпуск» газеты в честь юбилея ответственного секретаря редакции Нины Владимировны Новиковой (лето 2003 г.). На снимке в центре – Владимир Иванович Сорокин, заведующий отделом экономики. Напротив - его предшественник на этом посту, тогда уже пенсионер, - тоже Сорокин, Евгений Фёдорович. Могли ли мы тогда знать, что через год Владимира Ивановича, талантливого человека, настоящего газетчика, не станет...

clip_image016.jpg

Кстати, делать «спецвыпуски» в честь юбиляров у нас было в те годы традицией. Шутливые стишки, пожелания, «говорящие» снимки были их содержанием. Особенно «юморили» заведующие отделами Антонина Петровна Чебаркова и Фёдор Геннадьевич Козлов. У меня тоже есть три таких листа – они дороже любого подарка!

clip_image018.jpgЗа ягодами несколько раз выезжали рано поутру, чтобы потом вернуться на работу и заняться делами. Снимков, напоминающих о «ягодных» поездках, в моих фотоальбомах несколько. На одном – мы с Сашей Прытковым и Антониной Григорьевной Мельниковой, корректором, вынырнули из высоченной травы в овраге за селом Загарино и подняли вверх свою «добычу» - полные ведёрки клубники. Помню, ездили вечером, после работы, но летом хватает светлого времени, чтобы и ягод набрать, и снимки сделать.

На другом снимке мы за Туармой, на границе нашего и Вешкаймского районов, на берегу Барыша. Клубники там было видимо-невидимо! Помню, как Саша Грачёв «для ускорения процесса» собирал ягоды то лёжа, то на коленках – что зря вставать, коль клубника сама так и просится в корзинку!

С машинами связана ещё одна история, которая стала важной частью биографии «Барышских вестей». В 1990-х, когда во главе области был Ю.Ф. Горячев, проходили областные ярмарки. Каждый район привозил в Ульяновск лучшие образцы продукции сельского хозяйства и других отраслей. Приезжали и самодеятельные артисты. А вот привезти спецвыпуск своей газеты, где бы был представлен родной район, догадались первыми мы.

Было это 6 ноября 1996 года. Газетный выпуск открывали частушки-веселушки. Там мы напомнили о ярмарках в Жадовском монастыре и продолжили:

Лет прошло с тех пор немало,

Но традиции живут

И крестьяне, как бывало,

В город свой товар везут.

Барышу есть, чем похвастать:

И сукно, и калачи,

Есть свои консервы, сласти,

Колбаса и кирпичи...

Хороши товары наши!

Горожане, налетай!

Продавщицы ещё краше,

Хоть в невесты выбирай!

И далее в том же духе. В общем, сделали рекламу барышским товарам. А. Милохов раздавал газету всем, кто входил в отведённый для барышцев павильон. Наконец, появилось высокое начальство во главе с Горячевым. Андрей вручил экземпляр газеты и Юрию Фроловичу. А тот спрашивает А.В. Ковалёву (она в правительстве области отвечала за ярмарки), мол, а это кто тут зазывает? Андрей не растерялся: «Газета «Барышские вести», Юрий Фролович!». И тут Горячев поворачивается к Ковалёвой: «Надо отметить эту газету за такую инициативу!».

Тут же меня, как редактора, вызвали в ярмарочный комитет и велели явиться на заседание в областное правительство на подведение итогов ярмарки. И добавили: «Вы получите автомобиль УАЗ».

Что с нами тогда творилось (а мы ездили с А. Грачёвым, В. Старцевой, А. Милоховым и, конечно, с водителем А. Прытковым)! И ликовали, и чуть не плакали! Ведь старенький наш «уазик» давно просился на покой.

И вот в конце дня сижу в зале заседаний правительства. Сижу рядом с начальником областного управления печати Николаем Николаевичем Липиным, который сильно сомневался, что нам и правда дадут машину. (А моя команда сидела в машине и держала кулачки – только бы в ярмаркоме не передумали!)

Вроде уж всех наградили, всем грамоты вручили... Липин говорит: «Ну, и где ваша машина?» Я в растерянности...

И тут Ковалёва зачитывает последнюю грамоту: «Награждается за активное участие в областной ярмарке редакция газеты «Барышские вести» с вручением автомобиля УАЗ»...

Липин мне потом говорил, что я вмиг перепрыгнула через его колени и понеслась на сцену. Действительно, от эмоций и себя не помнила...

Так мы удостоились новой машины. Но до реального получения было ещё далеко. Несколько раз ездила в область, ходила по кабинетам, писала письма... Только через несколько месяцев поехали мы забирать на базу наш «уазик». Потом Саша Прытков ещё долго над ним «колдовал». А потом мы заказали для него металлическую крышу в одной ульяновской фирме (тент же продали одному колхозу).

Вот ещё была «эпопея», когда ездили за крышей. Тогда ведь надо было ехать лично и руководителю, и главбуху, и печать с деньгами с собой везти... Поехали. Взяли с собой А. Грачёва, А. Милохова – «рабсилу», ведь мы решили прямо на месте снять тент и водрузить новую крышу. Так и сделали. Надо было видеть, с каким удивлением наблюдали за этим «переодеванием» молодые клерки из окон своего офиса! А нам всё нипочём! Установили, закрепили. Тут же, на капоте, перекусили своими припасами. И поехали домой. Под железной крышей!

Вот он, новый наш «уазик» с незабываемым номером «х055уо». Это уже весна 2000 года. Мы возвращаемся из Майны, ездили обмениваться опытом с майнскими коллегами. Оттуда выезжали – солнце светило, первоцветов набрали. А ближе к Барышу началась метель...

clip_image020.jpg

Новый наш друг-«уазик» оказал большую помощь, когда в ночь на 2 октября 2000 года в старой редакции случился пожар. На машине быстро всех объехали, всех собрали. И затем с раннего утра до вечера собирали то, что удалось спасти, перевозили на новое место. К тому времени мы уже почти подготовили помещение на ул. Красноармейской, которое для редакции выделили городские власти. Но весь день мы с Сашей мотались по конторам, чтобы нас в ускоренном порядке поставили на охрану, а перед этим подключили нам телефоны. Искали грузовик (с этим помог наш верный друг, настоятель Свято-Троицкой церкви отец Игорь Ваховский). Остальные сотрудники редакции отмывали сажу, грузили, разгружали... А трое – Нина Владимировна Новикова, Антонина Григорьевна Мельникова и оператор компьютера (так тогда называли) Вера Алексеевна Сидорова оттёрли от сажи наш единственный комп («Симку», как его называла Вера Алексеевна) и у Сидоровых дома доделывали очередной выпуск газеты. «Что бы ни случилось, а газета должна выйти в срок!» - эти слова нашего бывшего редактора Сергея Дмитриевича Сильнова мы не забывали никогда.

Газета вышла. Мы стали понемногу обживаться на новом месте. А «уазик» ещё довольно долго ночевал в старом гараже, во дворе типографии. Саша по утрам его пригонял на Красноармейскую, работать. А вечером отгонял назад, прихватив нескольких гурьевских сотрудников. Им повезло ездить не на автобусе, а на машине. Не то, что нам с Н.В. Новиковой и В.А. Сидоровой, которые жили в центре и в старую редакцию добирались то на первой утренней «тройке», а то и пешком – машина была «привязана» к доставке тиража (см. выше), да и деньги экономили...

На снимке, сделанном 16 октября 2000 года, мы (почти все) и наш «уазик» с нами - около входа в редакцию на ул. Красноармейской. Прошло ровно две недели после пожара и спешного переезда. Вид у нас не очень радостный. Проблем полно. В помещении сыро, перегородки из непросушенного леса «плачут»...

clip_image022.jpg

А на другом снимке уже плачем мы сами. Особенно мы с водителем. Почему мы в слезах, расскажу чуть позже. Сначала о смене водителя.

А. Прыткова, если говорить честно, переманила моя тогдашняя подруга, которая возглавляла отделение Сбербанка. Его деловые, профессиональные качества были ей известны, с моих же слов. Да и ездили мы нередко по совещаниям, дням открытого письма и т.п. нередко вместе на нашей машине. Вот и соблазнила Сашу хорошей зарплатой. Правда, проработал он у неё не очень долго. Поехал зарабатывать на «вахту» - времена тогда такие были, надо было кормить семью. И я не в обиде...

Но, как говорится, худа без добра не бывает. Водителем у нас тогда стал и до сих пор работает Алексей Геннадьевич Осипов. Отличная вышла замена! Алексей из тех, кто прикипает к своему делу, к трудовому коллективу и работает с полной отдачей сил. «Уазик» наш вновь попал в хорошие руки. Со временем появился у нас и свой гараж рядом с редакцией.

А вот теперь о нашем «плачевном» настроении. В 2007 году нашему областному начальству пришла идея пересадить редакторов на «Жигули».

На День печати, 13 января, пригласили нас в управление и выдали ключи от красных «семёрок». Как оказалось, ключи лишь дали подержать... Предстояло ещё оформить новые авто, а уж потом их раздавать по районам. Однако мы успели сделать снимки около этой нарядной автоколонны.

clip_image024.jpg

Вот именно, что только нарядной. Потому что идею замены УАЗов на ВАЗы мы, редакторы районок, не одобряли. Ещё бы! Ездить на машинах с низкой посадкой по ухабистым сельским дорогам казалось странным. К тому же вместимость и грузоподъёмность у них не та, что у «уазиков».

Но что делать? Мы люди подневольные! Нам было велено передать наш «уазик» в николаевскую типографию (где он, как мы и предполагали, и закончил своё существование).

И вот ведь какое дело вышло! Когда мы в последний раз ездили на «уазике» в Ульяновск, то наш железный друг выказал свою обиду и решил нам отомстить: около третьей школы встал намертво и напрочь отказался заводиться! Пишу без кавычек, потому что «уазик» действительно стал для нас родным существом, почти одушевлённым – столько вместе с ним пережили! Сколько в него вложили и средств, и сил душевных!

Вот потому и ревели, когда в мае 2007-го прощались с ним и передавали николаевцам. Правда, в камеру вроде бы принято улыбаться, однако улыбка у меня получилась вымученная...

clip_image026.jpg

Последний абзац будет без снимка. У меня просто нет такого.

В конце 2012 года я окончательно «дозрела» до того, что мне пора уходить с должности редактора. Накопились проблемы со здоровьем, да и возраст уже «намекал», мол, сколько можно тянуть... И когда объявила о своём решении в областном правительстве, то обратилась к Н.Н. Мартыновой с просьбой: выделить нашей редакции «Шевроле-Ниву». Ходили слухи, что такое возможно, да и водитель А. Осипов постоянно говорил, что мечтает заменить неудобную «семёрку» на более мощный автомобиль.

Наталья Николаевна пообещал выполнить мою просьбу, и вскоре у нашей редакции появилась новая машина. Но это теперь уже не моя история...

Татьяна Родионова.

13.01.2022 г.