20.04.2024,
07:36
+14 °C

облачно с прояснениями

Ветер 4.74 м/с

765 мм рт с

Завтра °C,

неделя

Барыш, Красноармейская, 1

+7 (84253) 21-1-56

barvesti@bk.ru

 
12+
Патриот

Ровно сто лет тому назад на нашей барышской земле кипели нешуточные страсти, многое тут происходило «впервые и вновь». Важнейшим событием того года стала победа пролетарской революции или, как говорят ещё, Великого Октября, на всей здешней территории.

 

ЗДРАВСТВУЙ, ВЛАСТЬ СОВЕТСКАЯ!
После Петрограда, тогдашней столицы государства, пролетарская революция победила и в нашем симбирском крае, но не везде сразу. Пионерами в этом плане оказались Мелекесс (нынешний Димитровград) и входившая в то время в состав Симбирской губернии Сызрань, где советская власть установилась уже 10 ноября (28 октября по старому стилю). Вторыми оказались мы: в Гурьевском фабричном районе власть сменилась 15 ноября. На следующий день подобное произошло в уездном городе Карсуне. И лишь 23 декабря переход от буржуазного строя к социалистическому произошёл в Симбирске. Правда, потом ещё был Сенгилеевский уезд (25 декабря).
…В Народном доме празднично. Повсюду кумачовые транспаранты, флаги. Сюда пришли текстильщики Гурьевской фабрики с семьями, крестьяне Троицкого-Куроедова. Накануне дежурный телеграфист станции Барыш передал по фабрикам сообщение о вооружённом восстании в Питере и победе столичного пролетариата. Вот и сошлись люди на митинг.
В зал вбегает фабричный кочегар Павел Бортнев. На рукаве – красная повязка. Кричит во весь голос:
- Правительство Керенского арестовано! Всё теперь в наших руках! Да здравствует Советская власть!
- Ура-а-а! – подхватывает зал.
Председатель профсоюза текстильщиков Пётр Гладышев вносит предложение о передаче всей полноты власти Совету рабочих и крестьянских депутатов. Зал отвечает гулом одобрения и морем взметнувшихся рук. Так рабочие Гурьевки первыми в Карсунском уезде провозгласили новую власть.
Следом она пришла в волостную Жадовку. Ещё до этого в селе был избран Совет рабоче-крестьянских депутатов. В него вошли мелкие землевладельцы, заводские крестьяне, хозяева лавок. 18 ноября большевики Румянцевской фабрики организовали шествие суконщиков до соседней Жадовки. Несли транспаранты, пели песни. В селе состоялся митинг. Ораторы говорили о мире, земле, первых декретах новой власти. Вот на трибуну поднялся хозяин канатного завода Рябов, возглавлявший местный Совет депутатов.
- Граждане-братья! Царя-притеснителя свергли? Свергли! Свободу получили? Получили! - Спрашивал и сам себе отвечал господин Рябов. – Бог даст, и землицу получим. Не всё сразу. А с вами, товарищи большевики, нам не по пути. В Совет большевиков не пустим…
Но не вышло по-рябовски. В новый состав сельсовета вошли именно большевики, а возглавил его работу бывший матрос Иван Бирюков.
В Старом Тимошкине (тогда название села писали в два слова) рабочие избрали фабричный комитет, ломая сопротивление хозяев, добились восьмичасового трудового дня. Под влиянием вчерашних фронтовиков депутаты волостного комитета отобрали и разделили землю Акчуриных. Её, правда, к тому времени оставалось немного – 32 десятины. Помешать этому не смогла даже волостная управа, во главе которой стоял недавний бухгалтер фабрики Бахтыяр Абсалямов. Нейтральную позицию во многих сельских «баталиях» занял и его преемник, выходец из Калды бывший офицер Якуб Батраев.
Вернулись с войны Бякир Тумаров, Исмаил Стриков, Ибрагим Сургучёв и другие, не забыв прихватить винтовки с патронами. В селе был сформирован красногвардейский отряд, куда первыми записались именно вчерашние окопники. Советская власть здесь установилась без кровопролития - брат не пошёл на брата. Председателем сельсовета избрали Исмаила Кадерлеева. Можно назвать ещё многих, кто стоял во главе революционных преобразований в наших местах, кто, образно говоря, вёл земляков на баррикады.

 

ОНИ ВЕЛИ НА БАРРИКАДЫ
Рабочий Румянцевской суконной фабрики Иван Плаксин служил в Волынском полку. Его односельчане Павел Расторгуев и Иван Рябов несли службу в лейб-гвардии Павловского полка. Все трое участвовали в штурме Зимнего дворца в Петрограде. Вернувшись на родину, солдаты бывшей царской армии приняли активное участие в здешних революционных событиях.
На Румянцевской фабрике ярым большевистским агитатором слыл Филипп Сорокин, первыми его помощниками были Т. Воеводин, А. Генералов, И. Жихарев, Н. Лебедев, С. Панюшкин, С. Толкунов, М. Щербаков.
В Старом Тимошкине агитацию вели большевики Бякир Белоусов, Шамиль Усманов, рядовые текстильщики Хусаин Григоров, Али Камаев, Исмаил Кадерлеев.
Рабочий Гурьевской фабрики Шамиль Усманов в 1918-м создал партизанский отряд, который стал действовать в тылу белых от Сызрани до Барыша. Командир в перерывах между боями писал свою первую пьесу «Кровавые годы».
Усмановский отряд стал ядром созданного позже татаро-башкирского легиона, который прославился в боях в Поволжье и Оренбуржье, а затем в подавлении басмачества в Средней Азии. Шамиль Хайруллович на основе тех событий напишет роман «Путь легиона». Современники ставили этот труд в один ряд с «Чапаевым» Дмитрия Фурманова.
В 1920-м образовалась Татарская автономная республика. Усманов – первый по хронологии секретарь республиканского ревкома. Генерал от революции не раз встречался с Троцким, был в близких отношениях с Блюхером, Каменевым, Тухачевским и другими военачальниками тех постреволюционных лет.
С 1930-го он всецело отдаётся литературной деятельности. Бывший тимошкинец женился на известной в Татарии артистке красавице А. Измайловой. Со сцен театров и рабочих клубов не сходили его пьесы.
В 1937-м Усманова арестовали. Обвинения сыпались одно за другим: шпионаж в пользу империалистических государств, участие в троцкистском заговоре… Припомнили и дружбу с «врагами народа» Блюхером, Зиновьевым, Каменевым, Тухачевским.
Следователи на допросе забили комиссара до смерти. Усманову не было и сорока.
Трагически сложилась судьба другого большевика – Б.Д. Белоусова.
Вся его сознательная жизнь прошла в борьбе, схватках и тревогах. Начался этот путь в Старом Тимошкине в 1897-м, а закончился в каракумских песках.
Отец его работал ткачом на акчуринской фабрике. После смерти кормильца мать продала небольшой земельный надел, стала ухаживать за коровами на господском дворе.
Когда старотимошкинские призывники принимали участие в антивоенной демонстрации, вместе с ними протестовал и семнадцатилетний Бякир. За что и поплатился. Последовали расчёт и увольнение с работы.
Он перебрался в Гурьевку, устроился на фабрику других Акчуриных. Большевики Сибгат Гафуров и Захар Маслов ввели парня в круг своих единомышленников. Началась новая жизнь, полная забот и волнений. После Февральской революции молодой суконщик возглавил фабричную милицию, помогал Петру Гладышеву создавать рабочие дружины.
Акчуринские текстильщики дважды приходили на помощь Карсунскому ревкому при подавлении контрреволюционного сопротивления, вместе с ними в уездном центре побывал Бякир. В Тимошкине Белоусов собирал отряд красногвардейцев. Он же, не ради мести прежним хозяевам, исключительно для пользы бедноты, наложил на зажиточных поселян солидную контрибуцию – тридцать тысяч рублей.
Говоря сегодняшним языком, его можно считать пионером бартерных сделок на тимошкинской земле. Белоусов предложил, текстильщики так и сделали: стали возить сукно в Сызрань, в Батраки (нынешний город Октябрьск), выменивать шерстяные ткани на муку и другие продукты первой необходимости.
Весной 1918-го текстильщики делегировали земляка на губернский съезд Советов, где его избрали в состав губисполкома. Несколько месяцев он работал в ЧК (чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией).
В то время красными частями на Восточном фронте командовал эсер М. Муравьёв. Бывший царский офицер оказался авантюристом и предателем, всё закончилось расстрелом командарма. До сих пор историки спорят, кто же первым выстрелил в Муравьёва при аресте, когда тот попытался оказать сопротивление. Есть некролог, посвящённый памяти Бякира Белоусова, опубликованный в газете «Набат революции» спустя два года после гибели героя: «Первая пуля, попавшая в Муравьёва, была пущена в него чекистом Белоусовым».
После изгнания из губернии белочехов и прочих врагов новой власти, Бякир Джаббарович возглавил милицию в Симбирске. Вскоре его призвали в армию, и сразу же – высокий пост: комиссар 2-й отдельной татарской бригады. С 1 сентября 1919-го он – политкомиссар 1-й Приволжской татарской стрелковой бригады, одновременно – член Центральной мусульманской военной коллегии при Народном комиссариате страны по военным и морским делам. Бригада вела бои в Поволжье, на Урале, дошла до знойных Каракумов.
Начало лета 1920-го. По Средней Азии победно шествовала советская власть. Но в древней Бухаре всё ещё правил эмир Саид Алим-хан, по всему Туркестану рыскали басмачи. Белоусова направили на Хорезмский фронт, на борьбу с басмачами Джунаид-хана.
Красноармейцы не хотели кровопролития и через посредников передали басмачам ультиматум. Те предложили переговоры, их предводитель соглашался сложить оружие, приехать в Хиву. В каракумские пески отправились Белоусов, представители Хорезмского народного правительства и рядовые бойцы – всего 13 всадников революции. Джунаид-хан отказался от прежних слов, парламентёры стали его пленниками. 13 июня наш земляк был зверски убит.
Прошли годы. Люди помнят Бякира Джаббаровича Белоусова. Его именем названа одна из поселковых улиц, материалы о короткой, но яркой жизни пламенного революционера, чекиста, политработника хранятся в школьном музее.

Для добавления комментариев Вам необходимо зарегистрироваться