Печать
Медицина

Как и в жизни, в Интернете человека подстерегает и хорошее, и плохое, надо только суметь распознать зло. Порой интернет-технологии уводят детей из реальной жизни. Не зря родители всё чаще обращаются к специалистам с проблемой детской интернет-зависимости. Специалисты Центра «Семья»  Барышского района разработали памятку для родителей.

Уже в дошкольном возрасте современные дети в совершенстве осваивают компьютер и проводят около него много времени. Часто им это разрешают сами родители, которые рады, что ребёнок чем-то увлечён и не отвлекает от занятий.
Опрос родителей показал, что многие ученики начальных классов играют за компьютером по шесть и более часов в день. Некоторые ребята даже готовы вкладывать в игру все карманные и родительские деньги. Дети чрезмерно «уходят» в игру, когда не ладят с родителями (недостаточное внимание взрослых или, наоборот, тотальный контроль), им не хватает общения со значимыми для них людьми, мешают застенчивость, отсутствие друзей в реальном мире, неуверенность в своих силах, или они стремятся быть «как все», не отставать от сверстников.
Чтобы снизить риск компьютерной зависимости, взрослым необходимо придерживаться следующих правил:
1. Чётко регламентируйте время, проводимое за компьютером, в соответствии с возрастными особенностями ребёнка. Родителям можно включить таймер, контролирующий время игры.
2. Поскольку нельзя контро-лировать всё, надо постепенно передавать ответственность за жизнь ребёнка ему самому. Самостоятельность, ответственность – вот цели вашего воспитания.
3. Помогите ребёнку быть успешным в учёбе, общении, чтобы он смог чувствовать себя уверенным и защищённым в реальной жизни.
4. Взрослые должны научить детей видеть угрозы, что несёт в себе Интернет. Надо рассказать, что их сознанием могут манипулировать. Например, если тебе рекомендуют послушать музыку, а потом у тебя ухудшается настроение, уходит радость – это вредно для твоей психики. Если музыкальный (звуковой) ряд сопровождается депрессивными картинками (видео) – это в чистом виде манипулирование сознанием (из позитивного состояния психику переводят в депрессивное). Объясните: человек может даже не заметить, что потерял контроль над ситуацией, когда после очередного интернет-«вливания» он не сможет выйти из нездоровья.
5. Чаще задавайте вопросы: доверяю ли я своему ребёнку? Делится ли он со мной своими проблемами, умеет ли рассказать о них? Может ли он владеть собой, устойчив ли к стрессу? Или привык убегать от проблем? Не прибегает ли в контакте с вами к шантажу, демонстративности, манипуляции? Понимает ли, чувствует ваше состояние? Знаете ли вы друзей ребёнка, его увлечения? Строит ли он сам или вместе с вами планы на будущее? Чувствую ли я любовь и уважение к своему ребёнку? Если на все вопросы ответы положительные, то вам следует лишь преумножать этот опыт. Если нет, задумайтесь, что надо изменить. Не ищите выхода сами, просите помощи у специалистов. Не отчаивайтесь! В подростковом возрасте психика детей ещё пластична, всё можно изменить. Но меняться должен не только ребёнок, но и взрослый, заинтересованный в хорошем результате.
6. Как разговаривать с детьми? Будьте искренними. Дети очень чувствительны к фальши. Говорите о своих чувствах и переживаниях: «Я расстраиваюсь. Мне не понятно. Мне больно. Когда я думаю о тебе, я боюсь, что чему-то не научила тебя. Скажи мне, если нужно помочь. Всегда есть выход».
Если вы решили контролировать своего ребёнка, ставите ему ограничения по интернет-общению, использованию гаджетов и др., то говорите ему правду. И обязательно говорите о любви к нему: «Я знаю, что ты у меня хороший, но я не знаю, что и какими средствами может влиять на тебя через Интернет, я слишком тебя люблю, чтобы рисковать твоей жизнью, поэтому…». Договаривайтесь с ребёнком: «Как я могу понять, что с тобой всё хорошо? Я хочу сказать, что если меня что-то будет беспокоить, то я …». Говорите искренне, говорите о значимости ребёнка в вашей жизни, говорите, что любите его.
7. Формируйте у детей положительные жизненные мотивы. Ими может стать любовь к себе и близким, понимание чувств близких, нежелание ранить, наличие планов на будущее, религиозные установки. Обращайте внимание на героев книг, людей, которые в трудных жизненных ситуациях преодолевают их и достигают поставленных целей. Обсуждайте с детьми, какие ресурсы помогают людям управлять своим поведением, делать верный жизненный выбор. Учите детей понимать друг друга.
8. Помогите ребёнку выбрать увлечение: интересную секцию, кружок, вместе путешествуйте, занимайтесь спортом, коллекционированием и т.п.
Подготовила
Людмила ИЛЬИНА.