19.04.2024,
21:36
+21 °C

небольшой дождь

Ветер 8.05 м/с

755 мм рт с

Завтра °C,

неделя

Барыш, Красноармейская, 1

+7 (84253) 21-1-56

barvesti@bk.ru

 
12+
Экономика

По данным районного управления сельского хозяйства, в Барышском районе зарегистрировано более 50 частных сельхозтоваропроизводителей. Реально же в этом секторе экономики работает около 20 предпринимателей. Один из них – житель Водорацка Александр Львович Дмитриенко.

 

На домашнем участке жителя Водорацка Александра Львовича Дмитриенко – настоящая кролиководческая ферма. Более 300 её обитателей живут в шедах (настоящие кролиководы именно так называют клетки) – поднятых над землёй зарешеченных «двухквартирных» ящиках с навесами, защищающих зверьков от солнца, дождя и снега. Рядом – «родильное отделение», как называет его сам хозяин. Это подобие теплицы, внутри которой - вольеры с маточниками, где содержатся мамы-крольчихи и малыши, которым пока ещё нужно тепло.
Расставленные ровными рядами на склоне оврага шеды открыты всем ветрам и представляют живописное зрелище. Настоящий деревенский рай.
- Я занимаюсь профессионально кролиководством уже пятый год, - рассказал Александр Львович. – Поэтому уверяю, что такое «открытое» существование не наносит кроликам вреда. Кролики не боятся мороза и ветра. Зато очень хлипкие насчёт сквозняка. Поэтому лучше не держать их в сараях, где зачастую эти сквозняки есть (например, открыты для проветривания сразу окно и дверь). Кроме того, открытое содержание предотвращает инфекционные заболевания, сплошь и рядом возникающие в сараях.
Кстати, себестоимость такого кроличьего жилья минимальна. Строительство не требует особых затрат. На любой пилораме можно разжиться отходами производства – некондиционными брусками и досками. Траты лишь на саморезы и сетку. И на покрытие крыш можно использовать любой бросовый материал. Главное тут другое – чтобы руки из нужного места росли.
А защитит ли такая конструкция, например, от нападения тех же диких зверей? А. Дмитриенко рассказал, что лисы часто наведываются к крольчатнику – по утрам на снегу видны отпечатки лап. Видел и лисят-подростков, бродивших по другому склону оврага. Но лисы не опасны. Другое дело - одичавшие собаки.
- Не так давно три пса погубили несколько десятков кроликов, - рассказал Александр. – Хитрые бродяги – гораздо хитрее лис – сумели-таки открыть несколько клеток и загрызли кролей. Ещё несколько ушастых умерло от испуга. Псам, конечно, не поздоровилось (их застрелили охотники), но неприятный осадок остался.
Впрочем, грустить или тем более отказываться от своего детища Дмитриенко даже не думает. К кролиководству Львович пришёл, что называется, не от хорошего. Ещё далеко не пожилой человек оказался не у дел (что неудивительно в условиях сельской безработицы). Но не в характере было унывать. Так родилась идея создания домашней фермы. И основательный во всём Дмитриенко перелопатил горы специальной литературы, изучил передовой опыт и даже обзавёлся специальной компьютерной программой.
- Без этого никак, - пояснил Александр. – Каждая особь у меня на учёте (ведь в пик сезона поголовье достигает до 500 пар ушей!). Нужно фиксировать дни и время покрытия самок, что позволит не забыть об окролах той или иной матки, и массу другой необходимой информации. Кроме того, её я дублирую на специальных табличках на шедах.
500 или даже 300, как сейчас, особей – цифра достаточно внушительная. Но Дмитриенко пояснил, что опытные кролиководы не смотрят на «валовку». Определяя численность фермы, они в первую очередь обращают внимание на количество крольчих. Это – основа основ. Зная «женское» поголовье, нетрудно оперировать остальными цифрами и прогнозировать численность всего (и потенциального тоже) поголовья.
У фермы Дмитриенко нет специализации, например, только на мясе. Кролик тем и хорош, что это не только ценное легкоусвояемое (ну просто как в той юмореске) мясо, но и мех, и даже… удобрение. Основа рациона зверьков – сено и фураж. Соответственно, и отходы их жизнедеятельности вполне годны на удобрение для огородов.
Мясо Александр реализует как в нашем, так и в соседних районах. Есть постоянные покупатели. Несколько раз вывозил продукцию, а также живых зверьков, на областные сельхозярмарки. Средняя цена за килограмм – 310 рублей. Тушка «вытягивает» на 600-700 рублей. Мало?
- Товарным – то есть самым качественным - кролик считается при весе после забоя в 2-2,2 кг, - рассказал Александр Львович. – Такого веса он достигает к 4-6 месяцам, в зависимости от кормления. Например, раньше я брал комбикорм на кузоватовском комбикормовом заводе. Сбалансированность корма позволяла вырастить кроля на мясо за четыре месяца. Сейчас беру корм в другом месте. Он не такой питательный, поэтому срок увеличил до полугода. Кормлю также сеном, которое заготавливаю сам.
Львович добавил, что если интересна экономика, то она просчитывается так: в день содержание одного кролика обходится в один рубль. Именно на столько «тянет» суточный рацион купленных кормов. Свой труд, как всегда, не подсчитывается. Не принято его считать в деревнях.
Пик продажи мяса приходится на декабрь, когда люди балуют себя разносолами. Тогда Дмитриенко продаёт по 100 кг крольчатины. В остальные месяцы реализация ниже. Но не мясом единым жив кроликовод: выручает продажа молодняка на племя. Стоимость породистой крольчихи (других Дмитриенко не держит, в его хозяйстве калифорнийцы, серые великаны и ландеры) в самарском кролиководческом племенном хозяйстве, где они изначально приобретались, – пять тысяч рублей. Александр же продаёт племенных зверьков всем желающим гораздо дешевле. И не потому, что сбыта нет: кролиководом движут другие цели.
- В небогатой глубинке, где зачастую нет работы людям предпенсионного возраста, кролиководство может и должно стать хорошей самозанятостью, - пояснил он свой альтруизм. – По трудоёмкости и временным затратам несложно: например, моя ферма занимает у меня в среднем несколько часов в сутки. А конкуренции бояться не стоит: рынок кроличьего мяса настолько свободен, что я даже ратую за создание нескольких десятков хозяйств, как у меня, которые бы можно было объединить в кооператив. Так и сбывать мясо проще, и помогать друг другу легче.
Кстати, о помощи. В прошлом году Дмитриенко был одним из претендентов на областной грант на развитие малых форм собственности. Подготовил бизнес-план, без которого конкурсная комиссия заявки не рассматривала. Но на каком-то этапе произошла осечка. И не только у него: из пяти претендентов-барышцев грант получил только один. А деньги (и солидные, по меркам села) очень помогли бы расширить ферму в разы. Осуществить полный цикл безотходного производства – выделку и пошив меховых изделий и т.д. Тем не менее, Александр Львович хоть и расстроился, но духом не пал. Отрицательный опыт – тоже опыт. Надеется сельский энтузиаст, что исправленные ошибки помогут новому бизнес-проекту доказать областной конкурсной комиссии нужность, важность и полезность кролиководческой семейной фермы в Водорацке.

Для добавления комментариев Вам необходимо зарегистрироваться